Музейный урок
Тема урока: «Герои Московской битвы»
Вид урока: «Урок в музее»
Класс: 5-11
Тип: урок изучения нового материала, закрепляющий знания о ВОВ
По способу проведения: интерактивное занятие
По целям обучения: урок посвящён началу ВОВ, одному из славных страниц
Истории «Московской битве»
Методы: объяснительно-иллюстративный, поисковый
Цели и задачи урока:
Показать место сражения в периоде ВОВ и подвиг москвичей
Формировать нравственные качества гражданина
Умение выделять главное и существенное
Формировать навыки работы с различными источниками информации
Оборудование: Фотографии, видеофрагменты, песня о военных лётчиках, стихи и литературные тексты
Организационный момент: Стихотворение
«Война-жёстче слова нет
Печальней нету слова
Война-святее нету слова
В тоске и славе этих лет
И на устах у нас иного
Ещё не может быть и нет»( Твардовский 1944)
Учитель- О чём это стихотворение
Ученик- О войне
Этап изучения нового материала
Видеофрагмент «План Тайфун».
Учащиеся читают фрагмент памятки немецкому солдату
«Речь идёт не только о разгроме государства с центром в Москве…дело заключается…в том, чтобы разгромить русских как народ, разобщить их, …эта масса расово неполноценных людей нуждается в руководстве»
-10 октября 1941 года Жуков был назначен командующим объединённого Западного фронта
-Презентация о Г.К.Жукове
-Можно ли было в таких условиях сдавать город
-Вышло постановление о борьбе в тылу германских войск
С 20 октября Москва на осадном положении
-Стали строить третью оборонительную линию(карта)под руководством генерал-лейтенанта МВО П.А.Артемьева
-Презентация о П.А.Артемьеве
-Появились под Москвой 30партизавнских отрядов и 28 мобильных групп.
Параллельно с рассказом идёт видеоряд фотографий военных лет
Ученик читает отрывок. «Не хватало винтовок, гранат, патронов, бутылок с горящей жидкостью. В землянке было у нас радио, пользовались последними известиями…потом получаем мы речь Сталина с самолёта. Устроили громкую читку. После этой речи почувствовали, что мы сильны. Мы так её читали!».
Плакат «Клятва партизана»
Карта- Партизанские отряды
Презентация о Зое Космодемьянской
Презентация об Александре Дрейман
Презентация об Анатолии Шумове
Совместно действовали вместе войсками в период контрнаступления 5 декабря 1941 года. Большую роль сыграла авиация в Московской битве.
Кадры воздушного боя
Презентация о Викторе Талалихине
-С появлением новых истребителей стали летать пары вместо звеньев. Широко применялась и бомбардировочная авиация, и старая техника аэроклубов. Лётчики сумели разбомбить 30 аэродромов и уничтожить 250 самолётов. Штурмовик Ил-2 прозвали «Чёрная смерть». Каждый лётчик следовал словам политрука А.Изотова: «Мы одни из тех, на кого возложена священная миссия- не пропустить ни один вражеский самолёт»
Портретный ряд: Орленева, Русланова, Жульженко, Тарасова.
Подвиг москвичей запечатлён в камне.
Фотографии монументов: у школы №110 памятник героям- школьникам, Мемориал славы менделеевцам, Мемориал студентам МГУ.
Тест по материалам урока
Музейный урок
Тема урока: «Непокорённый Ленинград»
Вид урока: «Урок в музее»
Класс: 5-11
Тип: урок изучения нового материала, закрепляющий знания о событиях ВОВ
По способу проведения: интерактивное занятие
По целям обучения: урок посвящён Блокаде Ленинграда, одному из
Страшных страниц ВОВ и беспримерному подвигу ленинградцев
Методы: объяснительно-иллюстративный, поисковый
Цели и задачи урока:
Образовательные: познакомить обучающихся со страницами ленинградской блокады
Показать место блокадного Ленинграда в период ВОВ и подвиг ленинградцев, не пропустивших врага
Развивающие: содействовать патриотическому воспитанию школьников
Формировать нравственные качества гражданина
Коммуникативные: формировать умение работать в коллективе
Умение выделять главное и существенное
Формировать навыки работы с различными источниками информации
Оборудование: Фотографии, видеофрагменты, седьмая симфония Шостаковича, стихи и литературные тексты
Организационный момент: Видео без звука
Стихотворение
Ленинградцы, гордость моя!
Мне в струе степного ручья
Виден отблеск невской струи…
Вижу воды наших мостов
Зорь балтийских голубизну
Золочённых крыш острия…
Ленинградцы, дети мои!
Ленинградцы, гордость моя!
Учитель - Кому посвящено это стихотворение
Ученик – Блокадникам Ленинграда
Идёт видео со звуком
Портрет Климента Ефремовича Ворошилова
Слова «Товарищи Ленинградцы! Дорогие друзья! Над нашим любимым городом возникла угроза нападения…не бывать этому! Ленинград-колыбель пролетарской революции, мощный промышленный и культурный центр никогда не был и не будет в руках врагов…Товарищи, враг жесток и неумолим!...Встанем, как один, на защиту своего города, своих очагов, своих семей, своей чести и
свободы! Выполним наш священный долг советских патриотов!»
Фотографии блокадного Ленинграда
Ученик - «Над Ленинградом смертная угроза,
Бессонны ночи, тяжек день любой
Но мы забыли, что такое слезы,
Что называли страхом и мольбой.
Я говорю, нас граждан Ленинграда,
Не поколебнет грохот канонад
И если завтра будут баррикады,
Мы не покинем наших баррикад
Учитель - как спасались ленинградцы
Видео «Дорога жизни»
Учитель - В чём опасность дороги жизни
А как жили люди в Ленинграде
Портрет Шостаковича и звучит седьмая симфония Шостаковича
Ученик – «Город жил. Работали театры, в бомбоубежище №3 «Подвале Эрмитажа» готовили проект восстановления «Северной Пальмиры», создан симфонический оркестр, в день первого исполнения симфонии Шостаковича ни один самолёт не долетел до Ленинграда»
Лицом блокады стал дневник Тани Савичевой.
Шесть страниц, шесть смертей.
Очень страшно было за детей.
Видео «Дети в госпитале».
Презентация - Лёня Голиков
Презентация - Галя Комлева
Презентация - Зина Портнова
Звучит стихотворение
«Пусть уличит истерзанное детство
Тех, кто войну готовит навсегда
Чтоб не было им было деться
От нашего грядущего суда»
Мы помним подвиг ленинградцев.
Видео Пискарёвского княжества