План работы музея 09.04.2021

​​​​​​​ «Программа деятельности и развития  этнографического музея мастерской «Потомки» на 2018-2022 гг.»

Северо-восточный административный округ.

ГБОУ Школа №1236 УК Центр дополнительного образования детей

«Программа деятельности и развития

этнографического музея мастерской «Потомки»

на 2018-2022 гг.»

Москва 2018 г.

Программа деятельности и развития

этнографического музея - мастерской «Потомки»

План

I. Пояснительная записка

II. Задачи

III. Содержание
1. Творчество учащихся, ремесло.
2. Методическая, консультативная работа.
3. Образовательно–воспитательная работа.

4. Работа с фондами. Требования к оформлению музея.

5. Экскурсионная работа.

6. Выставочная деятельность.

IV. Отслеживание результатов

V. Перспективы развития музея на 2018 - 22 гг.

Пояснительная записка

Этнографический музей-мастерская «Потомки» создан в 2007 году на основе личной коллекции руководителя музея Марковой Елены Анатольевны. Располагается музей в учебном помещении и занимает половину кабинета. Это позволяет зонировать пространство на музейную часть и мастерскую. Внешний вид части крестьянской избы, создает уютную атмосферу и дает представление о хозяйственно - бытовом укладе и трудовой деятельности прошлого, о разнообразных промыслах и ремеслах. Итогами первого периода развития можно считать то, что создана основная экспозиция, включающая в себя характерные части избы (печь, красный угол, мужская часть избы). Согласно предыдущей программе развития, акцент был сделан на постижение духовного склада и обихода русского народа: проведение праздников, русских посиделок и игр. Для этого был создан абонемент на двух годичное посещение нашего музея. Было разработано 18 тем, шесть из которых с мастер-классами.

В свете последних событий, когда рушат устои в системе образования, возможным спасательным кругом может стать школьный музей (музей образовательного образования). Именно он становится одним из главных инструментов преодоления духовно-нравственного кризиса нашего общества. Музей становится существенным фактором национальной безопасности. Не надо искусственно придумывать и навязывать какую-то новую идеологию. Она есть. Это - Родина, Россия, ее богатейшая история, неповторимая традиционная культура, прекраснейший в мире русский язык, судьбы и деяния великих и обыкновенных россиян. Опустошающая душу современная анти культура наносит огромный вред подрастающему поколению. И лишь наполнив душу ребенка добрым, чистым, одухотворенным через полезную осмысленную деятельность, через познание народа и себя можно вырастить полноценного гражданина своей родины. Я считаю главной целью подготовку ученика к деятельной, нравственной жизни в современных условиях, формирование лучших черт россиянина: патриотизма, совестливости, трудолюбия, порядочности, отзывчивости, а также развития творческих способностей.

Всё это поможет включить ребёнка в активную творческую деятельность, позволяющую интегрировать и применять на практике знания, полученные при изучении не только предметов школьного курса, но и дополнительного образования на базе музейной педагогике. Позволит развивать ум и сердце, мышление и чувства, воображение и интуицию, приобретать фундаментальные знания о мире, воспринимать каждое явление и развивать способ деятельности.

А главное, позволит творить вещи по законам красоты и гармонии – творить себя, как целостного человека, занимающего достойное место в обществе, сохранившего свою самобытную культуру, вызывающего к себе интерес и уважение других людей.

Цель деятельности:

Зажечь искорку любви и интереса к жизни народа в разное историческое время и его культуре, к природе.

Задачи:

1. познакомить детей с элементами материальной культуры, включающей в себя знакомство с поселениями, жилищем, предметами быта, орудиями труда, одеждой, национальными блюдами;

2. прививать интерес к духовной культуре разных народов через обычаи, обряды, праздники, народное творчество, искусство;

  1. формировать общечеловеческие, нравственные качества, правила общения между людьми;
  2. воспитывать свободную и творческую личность, осознающую свои корни, национальные истоки и способную ориентироваться в современном мире
  3. развивать творческие способности детей, научить разным доступным детям ремёслам;
  4. проводить различные тематические (творческие, просветительские, ознакомительные, художественные и т.д.) выставки;
  5. проводить совместные (с другими творческими объединениями центра) праздники.
  6. дать возможность детям самим познавать и исследовать прошлое и анализировать настоящее, способствовать развитию навыков поисковой научно-исследовательской деятельности.
  7. распространять знания, полученные в результате поисково-исследовательской работы, среди учителей, учащихся, родителей;
  8. налаживать сотрудничество с краеведами различных музеев, архивом, библиотеками, фольклорными коллективами и т. д.;
  9. приобщить родителей к этнокраеведению, вооружать их знаниями по этнопедагогике;
Содержание

1.Творчество учащихся, и жителей района; ремесло.

- Выполнение новоделов: макетов предметов домашнего обихода, различных видов народной одежды
- Изготовление поделок из дерева, соломы, ниток (пояса), связанных с народной жизнью, старинными праздниками, обрядами (писанки),
- выполнение народных игрушек (кукол).
- Проведение в музее занятий разных декоративно-прикладных объединений: по народной культуре, рукоделию, ремеслу и т.д.

2. Методическая, консультативная работа.
- Семинары, методические часы для учителей, связанные с работой по народоведению, краеведению.
- Индивидуальные консультации по проведению мероприятий с краеведческой тематикой.
- Сбор библиотеки по народной культуре, использование её в работе с учителями, учащимися.
- Проводить сбор необходимых материалов на основании предварительного изучения литературы и других

источников;
- Сотрудничество с музеем ДПИ, по возможности с архивоми.

3. Образовательно – воспитательная работа.
-
Развитие познавательных интересов и творческих способностей, профориентация учащихся.
- Участие в поисково-исследовательской деятельности (сбор экспонатов, запись произведений фольклора, творческие работы, участие в семинарах, научных конференциях).
- Профориентация на профессии, связанные с особыми отношениями к родной истории, языку, углубленным изучением их. А так же на творческие профессии, связанные с народными промыслами.

4. Работа с фондами.

  • исследование и описание каждого предмета
  • порядок обработки поступающих предметов и творческих работ учащихся.

5. Экскурсионная работа.

- Проведение обзорных экскурсии, бесед

- Проведение экскурсий по абонементу
- Разработка новых тем для экскурсий

- Организация выездных экскурсий «Промыслы Подмосковья»

6. Выставочная деятельность.

- Проведение выставок, ярмарок с демонстрацией музейных экспонатов, творческих работ детей.

- Проведение выставок творческих тематических работ жителей района и привлечение коллекционеров города для проведения персональных выставок.

- Проведение музейных праздников (совместно с фольклорным коллективом Центра).

Требования к оформлению музея:

- доступность;

- ассоциативность;

- наглядность;

- рациональность использования площади;

- интерактивность и поли функциональность музейного пространства.

Тематика экскурсий и практических занятий

по абонементу на 2 года.

  1. В краю забытых вещей. Познакомить детей с крестьянской избой, предметами обихода, домашней утварью,

2. Как рубашка в поле выросла. Познакомить детей с веретеном, прялкой, ткацким станом, с тем, какое место занимали они в жизни женщины.

3. Деревянная красота. Вызвать у детей интерес к мужским ремеслам, дать представление о том как строили на Руси.

4. Обрядовая выпечка. Хлеб-батюшка. Пряники, козули, тетёры, жаворонки. Годичный круг выпечки – от урожая, до урожая.

5. Рождественские посиделки. Информация о посиделках. О празднике Рождество. Мастер класс – звезда из бумаги

6. Масленица. Познакомить с историей весеннего праздника, что делали взрослые и что делали подростки каждый день масленица. Мастер класс - мартенички

7. Посиделки у самовара. История русского самовара.
Познакомить с чайными обычаями русского народа и сравнить их с обычаями других стран.

8. Писанки и крашенки. Когда, как и для чего их делали. Что обозначали символы на них. Сроки хранения расписных яиц.

9. Куколки - помощницы. Познакомить детей с разными народными рукотворными куклами. Мастер класс – кукла столбик

10. Новинки музея. Познакомить детей с новыми поступлениями в музей.

11. Чудесный сундучок. Познакомить с видами женского рукоделия (поясами, кружевом и т. д.) и с различными видами приспособлений, для их выполнения.

12. Кузьма и Демьян. Познакомить с историей осеннего праздника Кузьминки, поговорки, приметы. Мастер класс - куклы Кузьма и Демьян.

13. Жемчужины народной речи. Народная лексика, связанная с крестьянским трудом, с одеждой и обувью (пословицы, прибаутки).

14. Основные семейные праздники и обычаи Рождение. Крещение. Свадьба. Новоселье. Погребение.

15. День рождение планеты Земля. Какая была земля в момент рождения. Практическая работа - придумать, записать и нарисовать свою сказку..

16. Народный календарь. Сравнение славянского и церковного календарей.

17. Сороки. Встреча птиц, детские забавы. Мастер класс – птичка из платка

18. Музыкальные инструменты. От детской погремушки до …

Музей мастерская может принимать посетителей (классы) по абонементам из школ на экскурсии и мероприятия по предварительной (в сентябре) договорённости во внеурочное время.

На базе музея работа постоянно (по расписанию) работает клуб «Потомки» и студия «Бусинка».

Результатом работы музея – мастерской можно считать:

  • проведение выставок новых поступлений,
  • проведение тематических, творческих выставок,
  • участие в профильных выставках и конкурсах (районных, окружных, городских),
  • отчёты о проведении экскурсий, семинаров, мастер классов и массовых мероприятий.

Перспективы развитие на 2018- 22гг.

На протяжении всего периода:

1. поиск экспонатов для музея и создание собственных новоделов.

2. изучение подлинных предметов быта, их описание, работа с картотекой.

3. проведение экскурсий для школ района, с целью поделиться своими знаниями и находками.

4. проведение обучающих семинаров и мастер классов для педагогов, детей и их родителей.

5. проведение выставок по ежегодным планам (в зависимости от предоставленного материала).

Творческие планы

1. разработать и выполнить проект по созданию коллекции кукол в различных национальных костюмах;

2. создать семейный клуб на базе музея, для приобщения к истокам русских традиций, быта и творчества детей с родителями.

Долгосрочные проекты

  1. создание виртуального варианта музея
  2. наладить связь с турфирмами для организации автобусных поездок по промыслам Подмосковья.
  3. найти сотрудника в музей, для помощи в организации многодневных экспедиционных выездов.

Адрес этнографического музея-мастерской «Потомки»:

Г. Москва, М Тимирязевская или М Фонвизинская, ул. Гончарова, д.15А, Государственное бюджетное образовательное учреждение школа №1236 им. С.В. Милашенкова, учебный корпус центр дополнительного образования детей, кабинет 9, т.8 (495) 618-89-01

Координатор учебного корпуса Вишинская Лидия Ивановна

Руководитель музея Маркова Елена Анатольевна.