Анализ результатов диагностики сформированности метапредметных умений у учащихся 4-х классов 21.01.2018

Диагностическая работа в 4-х классах проводилась во всех классах комплекса с целью определения у учащихся начальной школы уровня сформированности метапредметных результатов обучения в части познавательных универсальных учебных действий как необходимого условия для продолжения обучения в основной школе. Метапредметная диагностика проводилась 05.12.2017 г. Писали диагностику 12 классов в количестве 313 человек, что составило 89, 94 %.

Познавательные читательские действия проверялись с помощью заданий, построенных как на основе художественного, так и на основе информационного текста. Познавательные общелогические и знаково-символические умения, действия по решению проблем проверялись при помощи заданий, использующих контекст учебных предметов (математика, русский язык, чтение, окружающий мир), а также описание разнообразных ситуаций практико-ориентированного характера.

Результаты данной диагностики позволяют оценить динамику результатов учащихся в овладении познавательными умениями, необходимыми для дальнейшего успешного обучения. Средний балл выполнения диагностической работы по городу – 60%, по комплексу – 58%. Четыре класса справились с работой выше города. Восемь классов написали ниже города. При этом следует учитывать, что различие данных в пределах 5% считается статистически незначимым (4а, 4д, 4з, 4н). Если уровень результатов ниже городского более чем на 5% (4в, 4г, 4л, 4о), то необходимо установить причины такого различия.

Проведенный анализ позволил определить, что основные трудности у обучающихся вызвали умения:

  • Давать определения понятиям, подводить под понятие;
  • Использовать знаково-символические средства и модели при решении учебно-практических задач;
  • Формировать цели исследований;
  • Анализировать результаты проведенного исследования и делать выводы;
  • Ориентироваться в различных видах справочных изданий;
  • Соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую.

Необходимо продолжить работу по дальнейшему формированию познавательных умений и навыков для успешного овладения учащимися программным материалом.

Дата

Класс

Писали

Низкий уровень

Средний уровень

Повышенный уровень

Высокий уровень

% Выполнения теста по классу

% Выполнения теста по городу

05.12

29

1

9

15

4

59

60%

05.12

32

0

5

24

3

65

60%

05.12

27

2

11

13

1

54

60%

05.12

26

1

14

10

1

51

60%

05.12

28

2

10

13

3

57

60%

05.12

23

0

8

13

2

59

60%

05.12

23

0

1

19

3

70

60%

05.12

22

0

10

9

3

62

60%

05.12

23

1

9

13

0

53

60%

05.12

27

0

8

17

2

61

60%

05.12

28

1

11

14

2

58

60%

05.12

25

5

12

7

1

47

60%

313 13(4%) 107(34%) 167(53%) 25(8%) 58% 60%

ШО

Кол-во учащихся, показавших низкий уровень

1236

3

250

1

968

2

230

6

252

1

Выводы

  1. По итогам выполнения диагностической работы большинство тестировавшихся четвероклассников (96%) владеют контролируемыми познавательными метапредметными умениями, а 61% тестируемых продемонстрировали повышенный и высокий уровни сформированности УУД.
  2. Уровень освоения достигнут для групп заданий, контролирующих:
  • Умения выявлять черты сходства и различия, осуществлять сравнение;
  • Преобразовать модели из одной знаковой системы в другую (таблицы, схемы, графики, диаграммы, рисунки и др.);
  • Определять тему и главную мысль текста, общую цель и назначение текста.
  1. Серьезные дефициты выявлены у четвероклассников с выполнением заданий, требующих умения давать определения понятиям и подводить под понятие, преобразовывать модели из одной знаковой системы в другую и использовать знаково-символические средства и модели при решении учебно-практических задач, умения обобщать и интерпретировать информацию, а так же формулировать вывод, основываясь на тексте, или находить аргументы, подтверждающие вывод.

По итогам проведенной проверочной работы можно сформулировать следующие рекомендации: на уроках и внешкольных занятиях необходимо организовывать работу с внеучебными информационными текстами, использовать приемы, позволяющие школьникам, аргументировано высказывать свою точку зрения, формулировать свои идеи, в том числе и при проведении лабораторного эксперимента. Чтобы вооружить юных читателей различными стратегиями чтения, учителю важно освоить методику обучения пониманию прочитанного и работать над пониманием текста системно и постоянно.