Диагностика читательской грамотности учащихся 9-10-х классов 28.03.2018

1. Характеристика инструментария

Диагностическая работа проводилась с целью определения уровня сформированности познавательных умений по работе с информацией и чтению у учащихся 9-х и 10-х классов.

Познавательные универсальные учебные действия (УУД) по работе с информацией и чтению проверялись с помощью заданий, построенных на основе четырёх текстов. Текст и задания к нему составляли отдельный блок. Первый блок включал текст естественнонаучного содержания, второй и третий блоки – информационные тексты, четвёртый блок – художественный текст.

В каждом варианте были представлены задания различных уровней сложности: первого (1), второго (2) и третьего (3). Интерпретация результатов осуществлялась на основе суммарного балла, полученного за выполнение работы. В зависимости от суммы баллов определялись четыре уровня овладения УУД по работе с информацией и чтению: низкий, средний, повышенный, высокий. Минимальная граница среднего уровня определялась как балл, соответствующий примерно 65% от суммы баллов за задания первого (базового) уровня сложности для 10 класса, и примерно 50% – для 9 класса.

В таблице 1 приведены диапазоны тестовых баллов для разных уровней овладения контролируемыми УУД.

Таблица 1 Диапазоны тестовых баллов для разных уровней овладения УУД

Класс

Уровень овладения УУД

Низкий уровень

Средний уровень

Повышенный уровень

Высокий уровень

9

Суммарный тестовый балл

0-9

10-19

20-29

30-39

10

0-11

12-20

21-30

31-39

Различия для каждого класса в диапазонах баллов, характеризующих каждый из уровней овладения УУД, продиктованы тем, что учащиеся 10 класса по сравнению с девятиклассниками имеют большой опыт работы с текстом. Поэтому, несмотря на то, что задания работы для каждого класса, а соответственно и сумма баллов за тест, идентичны, для девятиклассников диапазоны тестовых баллов были смещены в область более низких значений.
2. Основные результаты диагностики

В диагностике метапредметных (познавательных) умений по работе с информацией и чтению приняли участие 53 девятиклассника и 82 десятиклассника. Средний процент выполнения работы для учащихся 9 класса составил 57%, для учащихся 10 класса – 55%.

Обобщённые результаты диагностики представлены в таблице 2.

Дата

Класс

Писали

Низкий уровень

Средний уровень

Повышенный уровень

Высокий уровень

% Выполнения теста по классу

% Выполнения теста по городу

27.02.18

10-а

17

0

3

12

2

63

56

27.02.18

10-б

22

2

6

14

0

55

56

27.02.18

10-и

20

0

12

8

0

50

56

27.02.18

10-л

23

1

12

10

0

52

56

По комплексу

10 - классы

82

3

33

44

2

55%

56%

27.02.18

9-д

19

0

0

14

5

69

50

27.02.18

9-е

17

0

6

10

1

58

50

27.02.18

9-з

17

3

8

6

0

44

50

По комплексу

9 классы

53

3

14

30

6

57%

50

Выводы и рекомендации

  1. По итогам выполнения диагностической работы большинство учащихся 9-х и 10-х классов владеет контролируемыми универсальными учебными действиями на среднем уровне (26% – 9 класс, 40% – 10 класс). Повышенный и высокий уровни сформированности контролируемых УУД продемонстрировали более половины тестируемых (9 класс – 68%, 10 класс – 56%). Средний процент выполнения работы для учащихся 9 класса составил 57%, для учащихся 10 класса – 55%.
  2. Из проверяемых групп умений наиболее освоенными являются умения ориентироваться в содержании текста, отвечать на вопросы, используя явно заданную в тексте информацию, а также выявлять простые связи, не показанные в тексте напрямую.
  3. По результатам диагностики к недостаточно освоенным читательским умениям как для учащихся 9-х, так и для 10-х классов (вне зависимости от уровня подготовки школьников) относятся следующие: обобщать информацию из разных частей текста, из разных текстов, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте и сопоставлять различные точки зрения, соотносить позицию автора с собственной точкой зрения.
  4. Результаты диагностики показали, что учащиеся менее успешно справляются с заданиями, построенными на объёмных составных текстах.

По итогам проведённой диагностической работы можно сформулировать следующие рекомендации:

  • на каждом уроке по всем предметам следует планировать читательскую деятельность и организовывать дифференцированную поддержку учащимся с разным уровнем овладения читательскими умениями;
  • использовать методические приёмы, позволяющие школьникам расширять диапазон читательских умений и развивать приобретённые умения;
  • организовывать работу школьников с объемными, составными текстами;
  • использовать задания, направленные на формирование умений:

– не только высказывать свою точку зрения, но и аргументировать её различными способами,

– соотносить позицию автора текста с собственной, высказывать оценочные суждения,

– сравнивать информацию из нескольких источников