Диагностика метапредметных (познавательных) умений в области естествознания и математики, 8 класс 02.04.2018

1. Характеристика инструментария

Диагностическая работа проводилась с целью определения уровня освоения межпредметных понятий и универсальных учебных действий (УУД), формируемых при изучении математики и предметов естественнонаучного цикла.

Межпредметные понятия и познавательные УУД проверялись при помощи заданий, построенных на контексте учебных предметов: биология, физика, химия, география, математика, а также на разнообразных ситуациях практико-ориентированного характера. Диагностическая работа проводилась с использованием как бланковой, так и компьютерной технологий тестирования (по выбору школы).

В каждом варианте были представлены задания различных уровней сложности: первого (1), второго (2) и третьего (3).

Интерпретация результатов осуществлялась на основе суммарного балла, полученного за выполнение работы. В зависимости от суммы баллов определялись четыре уровня овладения межпредметными понятиями и УУД: низкий, средний, повышенный и высокий.

В таблице 1 приведены диапазоны тестовых баллов для разных уровней овладения контролируемых УУД.

Уровень овладения УУД

Низкий уровень

Средний уровень

Повышенный уровень

Высокий уровень

Суммарный тестовый балл

0-7

8-15

16-24

25-32

2. Основные результаты диагностики

В диагностике метапредметных (познавательных) умений в области естествознания и математики приняли участие 5 классов комплекса, 103 восьмиклассника, что составляет 73% от заявленных для участия.

Дата

Класс

Писали

Низкий уровень

Средний уровень

Повышенный уровень

Высокий уровень

% Выполнения теста по классу

% Выполнения теста по городу

27.02.18

21

4

8

8

1

43

44

27.02.18

17

1

5

10

1

56

44

27.02.18

20

3

10

7

0

41

44

27.02.18

24

0

14

9

1

46

44

27.02.18

21

0

12

7

2

51

44

По комплексу

103

8

49

41

5

47,4%

44%

Выводы

По итогам выполнения диагностической работы большинство восьмиклассников (92%) владеют контролируемыми межпредметными понятиями и познавательными метапредметными умениями, а 45% учащихся продемонстрировали повышенный и высокий уровень сформированности проверяемых УУД.

  1. Успешно освоено умение различать названия видов энергии. Частично освоены умения использовать знаково-символические средства и модели при решении учебно-практических задач и проводить исследования (наблюдения, опыты, измерения).
  2. Серьезные дефициты выявлены в умениях решать задачи (проблемы), в том числе планировать эксперимент, исследование, а также работать с информацией естественнонаучного характера и описывать процессы, происходящие с выделением или поглощением энергии.
  3. По итогам проведенной проверочной работы можно сформулировать следующие рекомендации:

- на уроках по всем предметам естественнонаучного цикла следует планировать деятельность по работе с информацией естественнонаучного характера, расширять диапазон читательских умений;

- широко использовать в практике преподавания предметов естественнонаучного цикла фронтальный эксперимент и формировать умения самостоятельного планирования исследований и анализа полученных результатов;

- на уроках по предметам естественнонаучного цикла и математики работать с единицами величин и использовать математические алгоритмы в ситуациях жизненного характера.